80 лет возрождения колокольного звона в Новосибирске
В Новосибирске, в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы на Березовой роще, торжественно отметили 80-летие возрождения колокольного звона. О значимом событии в жизни города, а также о празднике, рассказывает Алексей Талашкин — кандидат искусствоведения, руководитель Сибирского центра колокольного искусства Новосибирской митрополии
Началось всё с работы в Государственном архиве Новосибирской области, где несколько лет назад удалось изучить отчеты уполномоченного по делам Русской Православной Церкви в Новосибирской области П.Н. Созонёнка. Он был поставлен на эту должность в 1943 году. Павел Николаевич, отправляя в Москву секретные на тот момент документы, брал на карандаш все события духовной жизни города. В одном из отчетов он сообщил следующее: «9 декабря 1945 г. в Успенской церкви было совершено освящение и поднятие на колокольню креста и колоколов. Поднято 8 небольших колоколов, самый тяжелый из них 12 килограммов, затем 8 кг, о стальные мелкие в 600 гр., 400 гр. И т.п. Чин освящения и поднятия колоколов и креста происходил при значительном стечении верующих».
Этому предшествовали события, раскрывающие отношение прихожан и жителей города к колокольному звону. Итак, наступил долгожданный 1945-й, год Великой Победы. Правительство СССР разрешает совершать церковный колокольный звон, правда, самих колоколов уже почти не осталось. Практически все они были сняты с колоколен в годы индустриальных пятилеток. В Новосибирске этим занималась контора всесоюзного треста «Металлом». Колокола свозились в одно место, где разбивались на куски, взвешивались и по разнарядке отправлялись на различные предприятия страны. Правда, некоторые колокола оставались целыми и хранились на складах до особых распоряжений. Так, например, известно, что театр «Красный факел» в 1936 году получил 82 кг колоколов, обнаружить их, кстати, до сих пор не удалось. А вот подбор колоколов для Новосибирского театра оперы и балета прозвучал 12 мая 1945 года, когда в финале премьерного показа оперы Глинки «Иван Сусанин» грянуло знаменитое «Славься!». В. Городинский, журналист «Советской Сибири», в своей заметке отмечал: «Когда в финале спектакля открывается Московский Кремль с праздничной толпой, собравшейся у его стен, вряд ли кто-либо остается равнодушным в зале. „Славься, славься ты, Русь моя“ – гремит ликующий хор в сопровождении симфонического и духового оркестров, звенят колокола». Это был первый колокольный звон, который услышали новосибирцы после его двадцатилетнего запрета, и раздался он не с церковной колокольни, а с театральной сцены.
Неизвестно, посещал ли оперу владыка Варфоломей (Городцов), управлявший в то время новосибирской кафедрой, но в июне 1945 года по просьбе настоятеля и церковного совета Успенской церкви он поставил перед уполномоченным вопрос о необходимости разрешить «наружный колокольный звон», то есть звонить с церковных колоколен. По-видимому, такое разрешение было получено, однако, возник вопрос: а где взять колокола?
То, что на складах городских предприятий хранился лом колокольной бронзы, видимо, секретом не являлось. Церковный староста прихода Успенской церкви Щедрин обратился к уполномоченному П.Н. Созонёнку с просьбой оказать содействие в получении имеющегося на складах новосибирской конторы Вторцветмета 15 пудов лома колоколов, необходимого для отливки колокола. Без наряда московского Главка предприятие отпустить цветные металлы не имело права. Щедрин просил ходатайствовать об этом в столицу, но Созонёнок от переговоров уклонился и рекомендовал действовать через Патриархию.
Настоятель Успенской церкви протоиерей Николай Сырнев в проповедях сообщил прихожанам радостную весть о том, что правительство разрешило совершать колокольный звон. Где-то нашлось два небольших колокола и несколько поддужных колокольчиков. И наступил день праздника! К этому времени была завершена пристройка – первая, пока еще небольшая колокольня, поставленная над входом в храм. Отец Николай объявил прихожанам о том, что 9 декабря 1945 года будет освящен крест и колокола. Уполномоченный Созонёнок, со своей стороны, предупредил об этом и местные власти: Горисполком, Дзержинский райисполком, городскую милицию и Горком ВКП(б).
Нужно ли говорить о том, что на первый церковный колокольный звон съехались, пожалуй, все верующие Новосибирска? К сожалению, мы не знаем имени звонаря, но известно, что он совершал этот звон в два небольших колокола весом в 12 и 8 килограммов и в группу из шести поддужных колокольчиков. И в этом скромном звоне маленькой кладбищенской церкви выразилось и торжество победы над фашизмом, и торжество победы над смертью.
Отец Николай понял, что местные власти не разрешат приобрести лом колокольной бронзы, хранящийся на складах конторы Вторцветмета. Возможно, в проповедях он упомянул об этом, да и сами прихожане, радуясь тому, что храм обрел бронзовый голос, захотели его усилить, приобрести, отлить колокола побольше. И вот понесли православные в церковь негодные и совершенно исправные самовары, медные чайники, примуса, всякий медный лом, и за три месяца в Успенской церкви набралось такого металла около 400 килограммов.
В марте 1946 года благочинный Новосибирской епархии архимандрит Никандр (Вольяников), имея телеграмму Управления Патриархии, где указывалось, что колокольный звон официально разрешен, поставил перед Созонёнком вопрос о том, чтобы тот позволил приобрести со складов Вторцветмета от 80 до 100 пудов колокольной бронзы и разрешил отлить колокола на местных государственных заводах.
Приход Успенской церкви обратился к Созонёнку с аналогичной просьбой о содействии в отливке трех колоколов общим весом до 25 пудов на заводе № 644, где, по-видимому, могли и согласились исполнить этот заказ. Пожертвованный в церковь металл верующие были готовы доставить на предприятие. Уполномоченный снова уклонился напрямую свести заказчиков и исполнителей, дирекции завода он лишь сообщил, что правительство разрешило совершать колокольный звон. И появились бы в Новосибирске первые колокола местного литья, однако, всего один звонок из горисполкома решил дело, и от исполнения заказа на заводе отказались. Собранный прихожанами медный лом так и остался невостребованным, а куда девались колокола храма после его разрушения в 1962 году – неизвестно.
Прошло 80 лет, и в Успенской церкви были совершены особые памятные звоны. 7 декабря 2025 года в храм съехались звонари, выпускники Новосибирской звонарской школы. По окончании Божественной литургии прихожане собрались у колокольни, и приветственное слово произнес настоятель прихода протоиерей Сергий Коновалов. Он отметил, что история Успенского храма интересна и трагична, и колокола помогают нам ее вспомнить.
Из Музея колокольного звона, действующего при Сибирском центре колокольного искусства, был привезен специально составленный подбор, который по описаниям максимально соответствовал тому, в который звонили 9 декабря 1945 года. Именно с этого звона-реконструкции и началось празднование. Прихожане погрузились в звуковую атмосферу прошлого и смогли оценить, насколько изменились приходские звоны за это время.
В октябре минувшего года в приходе открылась детская школа звонарей, и всего после пяти занятий ребята уже смогли порадовать прихожан своим звоном. Назовем имена юных звонарей: Ярослава Лоскутникова, Варвара Рехлова, Юлия и Владимир Найденко, Виталина и Кирилл Ткаченко, Пелагея Кальхерт. Сибирский центр колокольного искусства, видя усердие звонарей-педагогов и желание детей встать на путь звонарского служения, подарил приходу тренажер колокольного звона.
В празднике приняли участие звонари Лев Инякин, Иван Ткаченко, Кирилл Медведев, Дмитрий Кулешов, Елена Коломиец, Алексей Иноземцев, Станислав Раков, Анна Кирхкеснер, Ксения Вальгер, Олег Толмачев, Людмила Капитурова, Алексей Талашкин. Завершилась звонильная программа большим ансамблевым исполнением. В общее звучание были вплетены и звуки старинных поддужных колокольчиков, и гудение «колоколов»-труб нового тренажера, и голоса приходских колоколов, отлитых в Новосибирске в начале нулевых, и подголоски наших, современных колоколов, отлитых в литейном цехе СЦКИ три Пасхи назад.
Радовались звонари, радовались прихожане. А с неба на всех нас тихо опускался снег, и виделись в этих снежинках далекие звуки тех самых, победных звонов декабря сорок пятого года.
https://vk.com/novosibeparshia
Просмотры (1)





